Мы в сoцсeтяx:
Spotify xoчeт вслeд зa Google пoпытaться измeнить сxeму IPO в тexнoлoгичeскoй сфeрe // ПРAЙМ05.12.2017. Истoчник:
ПРAЙМСeрвис пoтoкoвoй музыки Spotify в нaчaлe слeдующeгo гoдa дoлжeн пoпытaться устрaнить сaмoe знaчитeльнoe прeпятствиe для IPO.
Стартапы из Кремниевой долины будут внимательно следить за этим процессом, сообщает Dow Jones.
Фирма Spotify, основанная в Швеции, по сути, изменила и возродила мировую музыкальную отрасль, убедив около 60 млн подписчиков ежемесячно платить ей в среднем примерно 7,80 доллара за неограниченное прослушивание звукозаписей через ее приложения. Сейчас Spotify хочет стать публичной компанией путем прямого листинга в Нью-Йорке. В отличие от традиционного IPO, Spotify не будет предлагать акции финансовым институтам путем формирования книги заявок, организованного инвестиционными банками.
Spotify, как и многие технологические платформы, благодаря изобилию венчурного капитала не нуждается в публичных средствах. Но ей, в какой-то момент, понадобится площадка, где ее многочисленные частные инвесторы, в том числе сотрудники, смогут продать свои акции. Эту задачу можно решить с помощью прямого листинга, причем без комиссии за андеррайтинг Уолл-стрит, которая обычно составляет 7% привлеченного капитала. По оценкам специалиста по стартапам SharesPost, экономия составит 300 млн долларов. Фирма полагает, что Spotify стоит от 14,4 млрд до 21,5 млрд долларов.
Впрочем, есть и риски. В рамках традиционного IPO инвестиционные банки пытаются разместить акции среди долгосрочных акционеров. Хедж-фонды, которые нацелены на рост цены акций, им менее интересны. Однако на практике долгосрочные инвесторы могут просто оказаться предпочтительными клиентами, которые все равно в какой-то момент продадут акции. Существующие инвесторы, как правило, тоже соглашаются не продавать акции в период ограничения их продажи. Теоретически это обеспечивает определенную степень уверенности обеим сторонам сделки, а также позволяет банкам определить изначальную цену, которая соответствует спросу и предложению.
При обычном размещении акций отмечается «колоссальное проявление неэффективности». Это, по мнению Лиз Байер, основателя консультационной фирмы Class V Group и организатора размещения акций Google, можно устранить за счет «нестандартного подхода». Тем не менее она беспокоится, что в случае прямого листинга «волатильность в первый день торгов может оказаться еще более непредсказуемой, чем при традиционном размещении. Этот страх может заставить более крупных институциональных инвесторов воздержаться от сделок, пока ситуация не нормализуется». Детали прямого листинга Spotify в окончательном варианте пока не утверждены. Некоторые текущие инвесторы могут выставить на продажу крупные пакеты акций.
Google пыталась привлечь к IPO мелких инвесторов и избежать роста цен в первый день торгов за счет исполнения заявок с помощью алгоритма, напоминающего аукцион. Поскольку крупные покупатели «смалодушничали», компания нашла верное решение и в последнюю минуту снизила начальную цену продажи в попытке привлечь их к участию в торгах.
Неудачная попытка Google сломать шаблон привела к тому, что технологические компании годами проводили традиционные IPO. Однако теперь они остро чувствуют потребность изменить сложившееся положение дел. Многое может зависеть от прямого листинга Spotify, включая комиссионные Уолл-стрит за андеррайтинг. Если листинг окажется успешным, то Uber, Airbnb и другие технологические фирмы с потребительским брендом, вероятно, захотят последовать примеру Spotify.