Мы в сoцсeтяx:
Биткoин нeдeлимый. Кaк oтмeнa xaрдфoркa скaжeтся нa криптoвaлютнoм рынкe // Forbes16.11.2017. Истoчник:
ForbesКриптoвaлютнoe сooбщeствo рeшилo нe прoвoдить xaрдфoрк биткoинa SegWit2x, кoтoрый был зaплaнирoвaн нa 16 нoября. Чтo этo знaчит для сaмoгo биткoинa и учaстникoв криптoвaлютнoгo рынкa?
8 нoября 2017 гoдa былo oфициaльнo oбъявлeнo, чтo xaрдфoрк сeти биткoин SegWit2x, кoтoрый изнaчaльнo плaнирoвaлся нa 16 нoября в цeляx увeличeния рaзмeрoв блoкa, нe сoстoится. Eгo былo рeшeнo пeрeнeсти нa нeoпрeдeлeнный срoк. Пoслe публикaции нoвoсти об отмене хардфорка биткоин достиг исторического максимума в $7895, однако уже к выходным (11-12 ноября) криптовалюта упала более чем на $1500.
Зачем был нужен этот хардфорк
Всю сеть биткоин можно представить в виде железнодорожного состава, движущегося по путям, где вагоны — это блоки, идущие последовательно друг за другом, а машинисты — майнеры, управляющие вагонами.
В свою очередь, пассажиры в вагонах,— это транзакции, которые помещаются в блок «согласно купленным билетам» (по очередности).
Со временем количество пассажиров стало увеличиваться, многие не помещались в идущие вагоны, и им приходилось ждать следующие. Время ожидания заметно растянулось. Тогда машинистами было предложено увеличить размер вагонов, чтобы в него помещалось в два раза больше пассажиров. Это было бы им выгодно, так как они могли бы собирать большее количество комиссий с каждого пассажира.
Но в рамках новой концепции невозможно использовать существующую инфраструктуру, и для решения этой задачи потребовался бы новый состав и новые рельсы (хардфорк). Если хотя бы один из машинистов отказался переходить на новые вагоны и рельсы — это привело бы к появлению двух не связанных между собой инфраструктур: старые рельсы (bitcoin legacy) и новые рельсы (bitcoin unlimited).
Предложенный вариант решил бы проблему очередей из пассажиров-транзакций, но разделил бы действующую единую инфраструктуру на две независимые друг от друга сети, а также был бы чересчур дорогостоящим для небольших машинистов, которые не могут позволить себе новые вагоны.
Тогда разработчики «железнодорожной» инфраструктуры биткоин предложили другое решение. У каждого пассажира есть багаж (подпись транзакции, или witness data), который тоже занимает место в вагоне. Если этот багаж везти не внутри самого вагона, а на крыше (в отдельной структуре данных, помещающейся в конце каждого блока), то можно вдвое увеличить свободное место внутри существующего вагона.
Такое решение позволяло использовать инфраструктуру действующей сети без необходимости переходить на новые вагоны и рельсы (т.н. софтфорк). Однако оно не позволяло бы машинистам получать высокие комиссии.
Немало копей было сломано из-за вопроса о том, какого именно варианта стоит придерживаться, но прийти к консенсусу сторонам так и не удавалось.
В мае 2017 года крупнейшие представители майнингового сообщества и бизнеса за закрытыми дверями пришли к соглашению, согласно которому консенсус достигался путем принятия обоих решений одновременно: увеличения блока транзакций до 2 мегабайт и отделения подписи транзакций в отдельную структуру вне самого блока (Segregated Witness, или SegWit). Такое решение получило название SegWit2x или Нью-Йоркское соглашение (New York Agreement).
Действовать было решено последовательно: сначала SegWit, потом увеличение блока.
Чтобы активировать механизм Segregated Witness (BIP 141) необходимо было соблюсти условия, заложенные в программный код системы (Bitcoin Improvement Proposal 91, или BIP91). Для этого нужно было заручиться поддержкой 80% представителей вычислительных мощностей сети биткоин. В середине июля эта поддержка была получена: более 80% майнеров транслировали в сеть сообщение о своей поддержке этого решения. В августе механизм SegWit был успешно активирован.
Вторым этапом планировалось увеличить размера блока, что с высокой вероятностью приводило бы к разделению сети. Осуществить это предполагалось не позднее 6 месяцев с даты подписания соглашения, то есть не позже ноября.
Почему не сложилось
Подписание Нью-Йоркского соглашения было воспринято неоднозначно. Большая часть криптосообщества рассматривала его не как решение проблемы масштабируемости, а как попытка централизации и изменения всей парадигмы, на которой изначально основывалась сеть биткоин.
Фактически складывалась ситуация, когда картель из майнеров и бизнесменов собирался отстранить разработчиков и развивать сеть самостоятельно, исходя из своих интересов. В приведенной выше аналогии с вагонами такая ситуация была бы похожа на взятие машинистами под контроль всей железнодорожной инфраструктуры с последующим увольнением головного офиса и диктатурой пассажирам своих условий перевозки («только плацкарт»).
Решение, призванное объединить сообщество, раскололо его с еще большей силой. Разделение сети было неизбежно. Образовалось состояние неопределенности, когда было непонятно, какая именно из сетей будет считаться основной сетью биткоин: существующая или же новая (Bitcoin SegWit2x).
В соответствии с принципами работы сети биткоин, изложенными Сатоши Накамото в «Белой книге», основной сетью является та, которую поддерживает большее количество вычислительных мощностей.
Многие крупные участники сети заявили о поддержке оригинальной версии сети биткоин, но они не прояснили свои позиции по вопросу, какая из сетей, старая или новая, будет носить оригинальное название биткоин в будущем. Разработчики сети биткоин также выражали серьезную обеспокоенность возможным разделением, а позже через обновленное ПО отключили от нее пользователей, сигнализирующих о поддержке ими сети Bitcoin SegWit2x.
Масла в огонь неопределенности подливало также отсутствие у новой сети Bitcoin SegWit2x защиты от серьезной уязвимости — «атаки повторного воспроизведения» (replay attack). Смысл ее заключается в следующем: пользователь переводит деньги в одной сети, а злоумышленник перехватывает информацию об этой транзакции и проводит ее во второй сети без ведома пользователя. В итоге пользователь, сам того не желая, тратит деньги дважды.
Разработчики Bitcoin SegWit2x сначала предложили решение этой проблемы, но вскоре от него же и отказались, так как это потребовало бы от рядовых пользователей выполнения ряда действий. Они полагали, что путь наименьшего сопротивления заключается в незаметном переходе от одной сети к другой. Решение же проблемы уязвимости предполагалось решать уже после.
В итоге 8 ноября 2017 года подписанты Нью-Йоркского соглашения выпустили сообщение о том, что хардфорк разделяет криптовалютное сообщество и может стать препятствием для развития и роста сети биткоин. Внедрение инициатив соглашения было решено отложить на неопределенное время.
Что делать участникам рынка
Для того, чтобы большинство майнеров переключилось с оригинальной сети биткоин и стало поддерживать сеть SegWit2x, должна существовать реальная экономическая подоплека такого маневра. Единственным параметром, который сейчас можно использовать для определения цены нового инструмента, который мог бы появиться в результате хардфорка, является стоимость фьючерсов на него.
В начале ноября она составляла $2250, а неделю спустя, после публикации сообщения об отмене хардфорка, она упала более чем в 10 раз — до $200.
Учитывая, что майнинг в новой сети по своей сложности мало чем отличался бы от майнинга в оригинальной сети, при этом новую сеть поддерживало бы существенно меньшее количество участников рынка — использование сети SegWit2x пока представляется экономически нецелесообразным. Все это говорит о том, что даже если хардфорк случится в будущем — он вряд ли получит широкую популярность.
Майнерам, оказавшимся не у дел после отмены соглашения, будет выгоднее переключиться на Bitcoin Cash — результат хардфорка, случившегося несколько месяцев назад. Вполне вероятно, что мы уже наблюдаем приток мощностей в эту криптовалюту: в течение трех дней после сообщения об отмене хардфорка капитализация Bitcoin Cash выросла в 2,5 раза. Эта цифровая валюта уверенно занимает третье место среди всех криптовалют.
Что касается оригинальной сети биткоин, то она продолжит выполнять роль основной сети независимо от вероятных ветвлений (форков) и будет существовать с активированным в августе функционалом SegWit.
Учитывая темпы роста цены на биткоин, постепенное введение его в торговый оборот, а также желание мировых регуляторов прояснить правовой статус криптовалют, можно предположить, что уже на горизонте 1-2 лет решения, предложенного технологией SegWit, будет недостаточно, и отложенный вопрос снова станет актуален.
Будет ли он решен увеличением блока до 2 мегабайт или введением динамического размера блока, пока остается неизвестным.
Однако активированный в августе SegWit открывает дорогу многим технологиям, которые способны расширить функционал сети биткоин и решить вопросы масштабируемости новыми, недоступными ранее способами. Среди них в первую очередь стоит выделить смарт-контракты, ранее свойственные другим криптовалютам, а также построенную на технологии смарт-контрактов Lightning Network, которая позволит проводить до миллиарда транзакций в секунду.
Роман Зак