Мы в сoцсeтяx:
Пoслe «Рoснeфти» пришли зa En+ — Крупнeйшими учaстникaми IPO стaнут китaйцы и кaтaрцы // Кoммeрсaнтъ02.11.2017. Истoчник:
КoммeрсaнтъСувeрeнный инвeстфoнд Кaтaрa (QIA) в xoдe IPO En+ Oлeгa Дeрипaски пoдaл зaявку нa пoкупку рaсписoк нa сумму свышe $250 млн. Этo дeлaeт Кaтaр втoрым пo вeличинe инвeстoрoм в размещение En+ после сингапурской AnAn Group, связанной с китайской CEFC. И QIA, и CEFC известны в РФ по схеме приватизации 19,5% акций «Роснефти», в ней же принял участие и Glencore — один из ключевых акционеров подконтрольного En+ «Русала». При этом пока, по неофициальным данным, инвесторы оценили En+ по нижней границе размещения — в $7 млрд.
Суверенный инвестфонд Катара (QIA) станет вторым крупнейшим инвестором в IPO группы En+ Олега Дерипаски после ранее называвшейся AnAn Group (связана с китайской CEFC, купит расписки на $500 млн). Как рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, QIA готов купить бумаги на сумму свыше $250 млн, причем без РФПИ, который традиционно привлекает инвестиции в российские компании вместе с суверенными фондами стран Залива. Но РФПИ купит расписки En+ вместе с другими фондами из Азии и Ближнего Востока, продолжают собеседники “Ъ”, причем, по разным данным, на $25 млн и больше. «Будет много институциональных инвесторов, включая фонды из США»,— отмечает один из источников “Ъ”. Двое других уточняют, что среди американцев, в частности, Capital World Investors (входит в Capital Group), который готов купить бумаги на сумму свыше $100 млн. Ряд источников “Ъ” слышали о возможном участии управляющих компании ВТБ и Сбербанка, но окончательного решения пока нет.
Вчера книга заявок была полностью подписана по нижней границе — $14 за расписку из оценки En+ в $7 млрд, рассказали источники “Ъ”. В материалах организаторов IPO указано, что при такой оценке и планах размещения на $1,5 млрд инвесторам могут предложить 18,8% En+ (до реализации опциона организаторов на доразмещение), или около 107 млн расписок. 71,4 млн расписок продаст En+ из допэмиссии, 35,7 млн штук — структуры Олега Дерипаски из его пакета в 413,25 млн акций (82,65% En+). Книга закроется сегодня, продажа бумаг будет идти с 3 по 8 ноября.
En+, организаторы IPO, QIA и Capital Group отказались от комментариев либо не ответили “Ъ”. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев 24 октября подтверждал, что фонд примет участие в IPO с «ближневосточными и азиатскими партнерами», но не называл сумму (в РФПИ вчера ее не комментировали).
Инвесторы En+ уже имеют опыт работы в РФ и с самой группой, чьи основные активы — 48,13% акций «Русала» и «Евросибэнерго». Так, Glencore владеет 8,75% «Русала», которые обменяет на расписки En+ после IPO. В декабре 2016 года QIA и Glencore купили 19,5% акций «Роснефти» за более чем €10 млрд, а в сентябре объявлялось, что 14,2% из пакета продадут CEFC за $9,1 млрд. «Сделки QIA и CEFC в России — часть больших договоренностей о сотрудничестве между странами»,— говорит источник “Ъ”, знакомый с процессом. В проспекте En+ отмечено, что ВТБ может дать AnAn финансирование для сделки (банк давал бридж-кредит QIA и Glencore на приватизацию «Роснефти» и может дать деньги CEFC на выкуп доли у консорциума).
«Разговоры о том, что QIA примет участие в IPO, ходили давно, но до последнего не было понятно, войдут ли они»,— отмечает портфельный управляющий крупной российской УК. Даже с учетом того, что в размещении примут участие крупные игроки, рынку все равно достанется большой объем, говорит он. По его мнению, IPO пройдет по нижней границе и без переподписки из-за того, что в начале октября часть спроса оттянуло на себя размещение 3% «Русала» (их за $315 млн продали структуры миноритариев компании Виктора Вексельберга и Михаила Прохорова), а также ухудшилась конъюнктура на развивающихся рынках (по данным EPFR, на прошлой неделе иностранцы на рынках emerging markets впервые с августа выводили больше, чем вкладывали). «Собрать рыночный спрос не так просто»,— резюмирует собеседник “Ъ”. При наличии чистого долга около $13 млрд и прогнозной EBITDA в 2017 году на уровне $3 млрд En+ оценена для размещения в 7 EV/EBITDA, и это адекватная оценка, которая оставляет небольшой upside для инвесторов, считает Олег Петропавловский из БКС.
Анатолий Джумайло, Виталий Гайдаев