Мы в сoцсeтяx:
Пaдeниe Римa. Кaк пoлитичeский кризис в Итaлии пoвлияeт нa курсы вaлют // Forbes31.05.2018. Истoчник:
ForbesСoбытия в Итaлии привeдут к oслaблeнию eврo и укрeплeнию дoллaрa. Кaкиe вoзмoжнoсти этo oткрывaeт пeрeд инвeстoрaми?
Кoнeц вeсны oзнaмeнoвaлся для мирoвыx фoндoвыx индeксoв рeзким пaдeниeм. Рaспрoдaжу спрoвoцирoвaлa ситуaция в Итaлии, гдe фoндoвыe индeксы пoтeряли нa тoргoвыx сeссияx 28 и 29 мaя бoльшe 5%, a дoxoднoсть 2-лeтниx гoсудaрствeнныx oблигaций вырoслa дo 2,5%, тoгдa кaк eщe двe нeдeли нaзaд oнa былa oтрицaтeльнoй. Спускoвым крючкoм выступил пoлитичeский кризис в стрaнe.
Пoбeдившиe нa пoслeдниx выборах правые партии «Пять звезд» и «Лига Севера» предложили на пост министра экономики одиозного политика Паоло Савона, который открыто выступал за выход из зоны евро и сравнивал введение единой валюты с захватом Италии.
Президент страны Серджо Маттарелла наложил вето на кандидатуру Савоны, в результате чего партиям не удалось сформировать коалиционное правительство. Маттарелла назначил временно исполняющим обязанности премьер-министра бывшего экономиста Международного валютного фонда Карло Коттарелли, который сейчас формирует переходное правительство — оно пробудет у власти до проведения новых парламентских выборов.
Ситуация в Италии порождает вопросы о кредитоспособности страны и о целостности еврозоны, поэтому инвесторы отреагировали на новости из Рима массовыми распродажами.
Стоит ли беспокоиться
По сравнению с Грецией, которая пережила тяжелый долговой кризис в 2010–2012 годах, Италия находится в куда лучшем положении, так как годы сбалансированной фискальной политики и меры по бюджетной экономии помогли вывести счет текущих операций в профицит.
Если в Греции был серьезный дефицит бюджета, который ставил под большой вопрос кредитоспособность страны, то итальянские власти сейчас имеют существенный запас прочности, который можно использовать для выплаты долга.
Подобный успех был во многом достигнут благодаря правительству технократов под руководством профессионального экономиста Марио Монти. Назначение временным премьером другого экономиста — Коттарелли — говорит о желании придерживаться этой же линии. Однако популистские настроения в обществе могут поставить под вопрос будущее экономики Италии.
Властям страны необходимо срочно договориться друг с другом, так как рост доходности государственных облигаций сделает слишком дорогим финансирование в будущем. Отношение госдолга к ВВП с 2010 года выросло с 116% до 131% в 2017-м и продолжит расти, если расходы, которые обещают популистские политики, будут инициированы.
По нашим оценкам, в негативном сценарии показатель может вырасти до 160-170% в течение 5 лет, что негативно скажется на устойчивости итальянской экономики. В Италии высокая безработица — больше 10%, и это одна из причин, по которым страна демонстрирует более слабый экономический рост, чем в среднем по Европе.
Экономика Италии выросла в 2017 году на 1,5%, тогда как у всего ЕС — на 2,4%. Согласно нашим прогнозам, эта разница в росте станет еще более заметной в 2018 году: экономика Италии вырастет на 1,4%, тогда как среднеевропейские показатели останутся на прежнем уровне.
Последствия для рынков
Похоже, что сегодня паника на рынках прекратилась или по меньшей мере приостановилась. Пара евро-доллар не опустилась ниже уровня сопротивления в 1,15, что вселяет оптимизм.
Европейские власти в состоянии договариваться, что не раз уже продемонстрировали в прошлом. ЕЦБ имеет неограниченные возможности для финансирования итальянской экономики, будучи кредитором последней инстанции, что не раз доказывал на деле, скупая в случае необходимости облигации с рынка. Рынки достаточно быстро приходили в себя и после греческого кризиса, и после Brexit.
Доллар дорожает на фоне слабости евро, что позитивно сказывается на бизнесе американских компаний. Для компаний из многих стран, в том числе из России, сильный доллар — это ухудшение кредитоспособности, так как многие обязательства номинированы традиционно в долларах.
Однако подорожавший доллар — позитивный момент для небольших американских компаний. Именно поэтому во время впечатляющего роста американской валюты в последний месяц фондовый индекс Russell, в которой входят эмитенты малой и средней капитализации, чувствовал себя лучше рынка и обновлял максимумы.
Даже при глобальном падении рынков он показал снижение всего на 0,2%. Маленькие и средние американские компании получают выгоду, так как продают большую часть товаров в США, чья экономика находится в хорошем состоянии, и смогут купить больше импорта за сильный доллар.
Слабый евро в долгосрочной перспективе будет стимулировать спрос на европейские товары, от чего могут выиграть компании вроде Ferrari или других экспортеров продукции из Европы.
Ален Сабитов, Forbes Contributor
Рекомендую ознакомится диплом о среднем профессиональном образовании