Мы в сoцсeтяx:
Инвeстиции для рeaлистa. Три принципa упрaвлeния кaпитaлoм в 2018 гoду // Forbes17.01.2018. Истoчник:
ForbesИнвeстoры чaстo ищут дoxoднoсть, кoтoрaя прeвышaлa бы пoкaзaтeли рынкa в нeскoлькo рaз. Oднaкo тaким игрoкaм лучшe дeржaть дeньги нa дeпoзитe и зaнимaться кaрьeрoй или рaзвитиeм бизнeсa
Нeдaвнo двa знaкoмыx чaстныx бaнкирa в oдин и тoт жe дeнь нeзaвисимo друг oт другa пoжaлoвaлись нa пoтeнциaльныx клиeнтoв, кoтoрыe пришли к ним с зaпрoсoм «oбeспeчить дoxoднoсть нe мeнee 15% годовых в валюте».
Обычно, пытаясь добиться нереалистичной для финансовых рынков доходности, инвесторы ввязываются в высокорискованные проекты и не только не получают желаемые 15% годовых, но и теряют большую часть вложенного. Проблема такого поведения может заключаться в неустроенности в личных финансах, неумении управлять расходами и чрезмерной кредитной нагрузке.
Мы предлагаем три принципа управления капиталом, которые помогут вам грамотнее управлять своими активами в 2018 году.
Принцип 1. Фокусируйтесь на приросте рентного капитала
Доходность — это только один из элементов финансовой картины. Более важный фактор — это размер вашего рентного капитала, способного приносить финансовый доход без вашего активного участия. Именно эта часть капитала становится источником покрытия расходов и финансовой подушкой в случае форс-мажора.
При этом действующий частный бизнес в большинстве случаев рентным капиталом не является. Практика показывает, что во многих российских частных бизнесах акционер может рассчитывать на доход лишь в той мере, в какой он фактически вовлекается в управление. Когда участник рынка отходит от управления, стоимость его доли резко снижается, так как обычно частный бизнес непрозрачен, возникает риск спора с другими акционерами и так далее,
Какая сумма рентного капитала является достаточной? Американская практика предлагает простой ориентир: «правило четырехпроцентного изъятия», когда инвестор может снимать ежегодно 4%, параллельно сохраняя деньги от инфляции и приумножая их. Наш опыт свидетельствует о крайне низком уровне рентного капитала у российских инвесторов — обычно его недостаточного для поддержания целевого уровня дохода в случае форс-мажора. Однако без целенаправленного пополнения рентного капитала, на одних лишь доходах от инвестиций, достичь финансовой безопасности вряд ли возможно.
Принцип 2. Ориентируйтесь на реалистичную доходность
Наука о финансовых рынках довольно молода — ей чуть больше 60 лет, которые, как правило, отсчитывают от известной статьи о плюсах диверсификации инвестиций Гарри Марковитца 1952 года. Но многие вопросы уже достаточно детально проработаны. К сожалению, большинство российских инвесторов слабо знакомы с этими наработками.
Например, данные по реальной долгосрочной доходности финансовых рынков давно посчитаны — в среднем по миру рынки акций за вычетом инфляции приносят чуть больше 5% годовых. Для американского рынка акций этот показатель несколько выше — 6,5% годовых.
Учитывая, что средняя долларовая инфляция за последние 10 лет составила 1,8%, вряд ли можно ожидать номинальной доходности выше 7-9% в валюте даже от одного из самых рискованных финансовых активов — акций. То есть пресловутых «15% годовых в валюте» даже близко нет.
При этом, в отличие от депозитов, рынки акций чрезвычайно нестабильны, и в какие-то годы доходность может быть сильно выше, а в какие-то — ниже средней. Инвестиции в акции требуют длительного горизонта планирования — 7-10 лет и более, тогда как типичный российский инвестор ориентируется на куда более короткий срок. Наши исследования в бизнес-школе «Сколково» показывают, что, как минимум, у половины российских инвесторов горизонт планирования — менее 5 лет.
Доходность более стабильных финансовых активов, таких как облигации или депозиты, будет на несколько процентных пунктов ниже. По подсчетам американского историка финансовых рынков Джереми Сигеля средняя «реальная» доходность американского облигационного рынка составила 3,7%, а краткосрочных депозитов — 2,7% , что эквивалентно номинальным доходам в 4,5%-5,5% годовых. Любопытно, что средняя реальная доходность годового валютного долларового депозита в ведущих российских банках за последние 10 лет составила 3,3%, что неплохо согласуется с этими оценками.
Ну и дополнительный косвенный аргумент о недостижимости стабильной долгосрочной доходности в 15% годовых: $1 млн, вложенный в 1900 году под 15% годовых, к настоящему времени превратился бы в $11 трлн. Эта сумма эквивалентна 40% капитализации всего американского рынка и 60% американского ВВП. Это, очевидно, невероятный сценарий.
Принцип 3. Не ищите сверхэффективного управляющего
Одна из жалоб, которую мне часто приходится слышать от владельцев капитала на их персональных банкиров, звучит так: «Ну он же профессионал, поэтому должен обеспечить доходность выше рынка».
Прежде всего, следует помнить, что получение дохода на финансовом рынке — это «игра с нулевой суммой», то есть чисто математически, чтобы кто-то получил заработок лучше рынка, кто-то другой должен сыграть хуже рынка. А из дохода еще надо вычесть все комиссии. С этой точки зрения часть игроков по определению обязательно проиграет рынку.
Последние американские исследования показывают, что процент инвестиционных управляющих, которые обладают способностями переигрывать фондовый рынок, варьируется вокруг цифры 2-3%, причем эта доля серьезно уменьшилась за последние десять-двадцать лет под влиянием взрывного роста компьютерных мощностей для обработки данных и повышения профессионализма инвестиционных управляющих.
Существующие данные позволяют утверждать, что вероятность найти сверхэффективного инвестиционного управляющего прямо пропорциональна размеру активов, передаваемых в управление. Например, анализ доходности американских фондов целевого капитала, проведенный известным экономистом Томасом Пикетти показал, что если реальная доходность таких фондов с активами менее $100 млн была ниже средней доходности американского фондового рынка (6,2% годовых против 6,5%), то доходность фондов с активами свыше $1 млрд была выше на 2,5 п.п. (почти 9%).
Косвенным подтверждением этого тезиса служит известный американский инвестор-миллиардер Уоррен Баффет, которого нередко приводят в качестве примера возможности системно переигрывать рынок. С одной стороны, действительно, средняя доходность вложений его компании Berkshire Hathaway за 50 лет работы составила чуть больше 20%.
С другой стороны, такая доходность за эти же самые 50 лет сделала Баффета одним из богатейших людей планеты. Если 20% получить так легко, то где все эти другие Уоррены Баффеты? Что-то их не видно. Равно как и серьезно разбогатевших на финансовых инвестициях российских инвесторов, гоняющихся за 15% в валюте. Мне в моей практике все чаще попадаются те, кто после многолетних экспериментов и потери капитала уже считают неплохой доходность в 3-4% в валюте, зато с минимальным риском.
Отдельные исследователи осмеливаются утверждать, что основная ценность финансового советника и инвестиционного управляющего — не обеспечение свои клиентам какой-то сверхъестественной доходности, а удержание их от необдуманных и эмоциональных действий в отношении своих инвестиций.
Не тратьте время на попытку найти инвестиционного гения. Составьте диверсифицированный портфель из акций, облигаций или ПИФов, или вообще храните деньги на депозите. А высвободившееся время лучше потратьте на профессиональное совершенствование, карьерный рост или повышение производительности своего бизнеса — финансовая отдача будет не в пример выше от ваших экспериментов с финансовыми рынками.
Андрей Шпак, Forbes Contributor